К установке поршневых насосов предъявляются следующие требования:
- Обязательно должна быть герметичность всех соединений.
- Перед входом в насос на подающем и на выходе на напорном трубопроводах должны быть установлены контрольно-измерительные приборы(КИП).
- На трубопроводах не должно быть поворотов под острым углом.
- На трубопроводах должно быть минимальное количество поворотов и запорных устройств.
- Для предотвращения возникновения воздушных мешков всасывающий трубопровод должен быть максимально коротким, с углом подъема к насосу.
- Всасывающий трубопровод должен быть оборудован фильтром очистки рабочей жидкости.
- Если насос работает с подпором, то должны быть установлены задвижки и воздушные колпаки.
- Напорный трубопровод должны быть оборудован задвижкой, воздушными колпаками с устройством пополнения сжатым воздухом.
Все операции по подготовке к пуску насоса производятся только по распоряжению начальства.
Получив распоряжение о подготовке к пуску, машинист-оператор обязан сделать:
- Запись в сменном журнале.
- Убедиться в том, что причина остановки насоса устранена.
- Проверить все соединения двигателя, редуктора и насоса.
- Проверить состояние сальников.
- Проверить соединение насоса с всасывающим и нагнетательным трубопроводами.
- Проверить уровень масла в редукторе, масленках, маслобаке и подшипниках.
- Проверить систему охлаждения сальников.
- Проверить исправность подключения КИП и средств автоматики.
- Проверить целостность ограждающих конструкций и отсутствие посторонних предметов в рабочей зоне.
Колпак или буферный сосуд на стороне всасывания заполняется необходимым количеством рабочей жидкости по уровню и открывается задвижка на подающем трубопроводе.
Одновременно производится подготовка двигателя:
- для электродвигателя производится проверка сопротивления, изоляции, заземления кабеля и обмоток двигателя и пускателя, наличие смазки в подшипниках;
- для паровой машины производится осмотр и проверка приводов золотников в соответствии с предусмотренной инструкцией.
После проведения предпусковых работ делается доклад начальнику или старшему по смене о готовности насосной установки к пуску.
Пуск насоса:
- С приводом от электродвигателя. При наличии байпаса, производится при закрытой задвижке на напорном трубопроводе и открытой задвижке на байпасе. При отсутствии байпаса задвижку на напорной линии открывают сразу. После этого запускается двигатель, и насос начинает работу. Если запустить поршневой насос при закрытой задвижке на нагнетательной линии при отсутствии байпаса, это может привести к выходу из стоя насоса или привода.
- С приводом от паровой машины. Сначала открывают задвижки на напорном и всасывающем трубопроводах. После этого переходят к запуску машины: открывают краны продувки паровых цилиндров; затем открывается впускной клапан пара. Для продувки необходимо держать краны открытыми пока не произойдет прогрев паровых цилиндров до 200…250°С и прекратится выброс конденсата. После прогрева цилиндров и прекращения выхода конденсата, их необходимо закрыть и одновременно открыть краны у манометров. После этого паровпускным клапаном регулируют подачу пара в машину, выводя число ходов поршня до необходимых значений.
Сразу после запуска поршневого насоса переходят к анализу технического состояния всех частей насоса и прослушиванию шумов.
При отсутствии отклонений рабочих параметров от нормы, насос ставят под нагрузку.
Время запуска насосной установки регистрируют в журнале.
Во время работы поршневого насоса необходимо вести наблюдение за:
- показаниями КИП;
- исправностью смазочной системы;
- наличием масла;
- температурой масла (максимальный нагрев не > 70° С);
- посторонними шумами, при обнаружении которых диагностировать причины и устранить их;
- количеством газа в колпаках по уровнемерам и при необходимости восстанавливать требуемый уровень;
- работой сальников, меняя их набивку и при необходимости подтягивая.
При работе насоса машинист-оператор регулирует подачу и напор в соответствии с установленными нормами технологического режима. По истечении определенного интервала времени производится фиксация показаний приборов в журнале.
Во время эксплуатации поршневых насосов могут возникнуть любые неполадки.
Отклонения от нормы в работе клапанов, рабочей камеры, цилиндра и колпаков диагностируют, анализируя снятые индикаторные диаграммы.
При недостатке смазки, наличия воды и механических примесей в масле или перетяжке подшипников происходит перегрев подшипников выше допустимой температуры.
Перегрев сальника происходит при сильной затяжке набивки или перекосе нажимной втулки.
Схема остановки насоса при наличии байпаса:
- Открыть задвижку на байпасной линии;
- Закрыть задвижку на линии нагнетания;
- Выключить электродвигатель или прекратить подачу пара в паровую машину;
- Закрыть задвижки на линиях всасывания и нагнетания.
Схема остановки насоса при отсутствии байпаса линии:
- Закрыть задвижку на всасывающей линии;
- Остановить двигатель;
- Закрывают задвижку на нагнетательной линии.
До полной остановки насоса необходимо поддерживать циркуляцию смазки. Для этой цели используются ручные насосы. После остановки агрегата необходимо прекратить подавать воду, охлаждающую сальники.