Совместными
усилиями
к общему успеху
с 1997 года
«Интех ГмбХ»

Монтаж центробежных насосных агрегатов

Горизонтальные центробежные насосы монтируют на рамах или плитах, установленных на отдельных фундаментах. Допуски фундамента по высоте не более 10 мм, и уклон по горизонтали не более 0,1 мм/1 метр. Все узлы насоса крепятся на одной или нескольких рамах.

Рамы через прокладки прикрепляют к фундаменту анкерными или глухими болтами. Все соединения должны иметь прокладки с двух сторон. В зависимости от жесткости рамы точки крепления делают по всему периметру с интервалом 300—1000 мм. Количество прокладок на одну точку не должно быть более пяти, независимо от толщины прокладки. Окончательную затяжку болтов производят после затвердевания бетона заливки рамы, в соответствии с требованиями проекта. При помощи прокладок делается и центровка узлов насосного агрегата. Прокладки при этом располагают только на болтах крепления двигателя к опорной раме. На других узлах прокладки применяют в исключительных случаях и только при наличии разрешения изготовителя. Проверяют зазор между прокладками и опорными точками крепления щупом 0,05 мм. толщиной. Зазоры между сопрягаемыми крепежными деталями должен быть не более 0,05 мм.

При монтаже насоса отдельными узлами без редуктора, центровку двигателя производят к прикрепленному на раме насосу. При наличии редуктора производят центровку двигателя к нему. Если имеются трубопроводы и гидромуфты, то они тоже подлежат центровке с другими узлами насосного агрегата. Центровку производят перемещением двигателя с насосом по отношению к закрепленному трубопроводу или гидромуфте.

Особое внимание уделяют центровке агрегатов имеющих клиноременную передачу. Оси двигателя и насоса должны быть параллельны, а шкивы должны быть установлены без смещения соответствующих канавок во избежание перекоса ремней. Прежде чем делать подливку бетоном фундаментной рамы или раздельных плит, необходимо сделать выверку, относительно репера, высотных отметок, расположение по осям и горизонтальным плоскостям в соответствии с проектом.

Чтобы сделать это, необходимо натянуть струны продольно-поперечно в горизонтальной плоскости. Над насечками, сделанными на фундаменте, подвешивают на струны отвесы. Первый отвес должен быть совмещен с центром подающего патрубка и соответствующей насечкой фундамента. Другой должен быть совмещен с осью двигателя и соответствующей ему насечкой на фундаменте. При одновременной установке в ряд нескольких насосов делают натяжку поперечной струны. Отвесы на этой струне должны быть совмещены по центрам подающих патрубков. Если планируется работа насосов с горячими веществами, то необходимо сделать выверку технологических зазоров шпонок и зазоров между отверстиями лап насоса и дистанционными втулками, в соответствии с паспортными данными на насос.

Монтаж насоса на раздельных плитах или рамах требует строгого внимания при установке зазоров на торцах полумуфт в соответствии с чертежами проекта.

Особое значение, во время монтажа, придается центровке валов по муфтам насосов. Центруют валы в два этапа: сначала предварительно, а потом окончательно. Предварительная центровка делается либо при помощи линейки и щупа, либо только щупом, в зависимости от конструкции муфты.

Технология проведения окончательной центровки предусматривает применение индикаторов на магнитных присосках или специальным приспособлением, устанавливаемых на полумуфтах. В отдельных случаях ее делают с использованием щупа и скобы.

Степень перекоса и параллельности осей определяют четырьмя замерами полумуфт при повороте их через каждые 90°. Далее по специальным формулам делают расчет перекоса и параллельности.

После проведения данных вычислений и устранении, при необходимости, выявленных отклонений, делают подливку бетона, подготовку сальников, заливку смазки, подсоединяют трубопроводы. Выполнив все указанные виды работ, приступают к испытаниям на холостом ходу, а затем с нагрузкой.

Монтаж вертикальных насосных агрегатов. Фундамент монтируется аналогично горизонтальным насосам и требования по вертикальным и горизонтальным отклонениям такие же.

После проверки фундамента переходят к процессу вертикальной центровки по оси агрегата. Прибегают к вывешиванию отвесов на струнах. При этом точкой отсчета выбирается база кольца уплотнения насоса.

По центру насоса и статора натягивается струна. Электроакустическим способом микроштихмассом определяют между струной и уплотняющим кольцом зазоры, т.е. несоосность, которая может быть не более 0,15—0,2 мм. Далее делается предварительная, а после заливки болтов и затвердевания бетонной смеси, окончательная центровка насосного агрегата. Окончательное значение несоосности должно быть не более 0,03—0,05 мм.

Ротор насоса монтируют на нижнюю крышку. Затем рамным угольником проверяют вертикаль вала (допускается максимальное отклонение 0,04 мм/1 м) и закрывают верхней крышкой с вкладышами подшипника. При помощи вкладышей в подшипник разной толщины от 0,1 до 0,4 мм, устраняют отклонение вертикальности больше нормы. Следующим этапом производят установку трансмиссии и делают сборку двигателя. Технологические зазоры статора и ротора измеряют по четырем диаметрально противоположным точкам с двух сторон двигателя. Допустимое отклонение от проектных норм до 10%.

Манипулируя прижимными болтами и перемещая роторный вал по сегментам подпятника опорного подшипника, также можно добиться необходимой соосности ротора к статору. Индикаторами в горизонтальной плоскости, установленными под 90°, по измерениям биения, проверяют общую линию вала. Все допуски биения по всем контрольным точкам перечислены в инструкции изготовителя. Все доводки и подгонки по необходимым параметрам производят шабрением подгоняемых плоскостей. Вертикальность вала насосного агрегата проверяют, используя четыре струны.

Допустимое отклонение вертикальности не должно быть больше 0,02 мм/1 м. Регулировку вертикальности осуществляют изменением сегментов в подпятнике, используя опорные винты.

На заключительном этапе делают измерение зазоров подшипников и заливают бетоном под плитами насосного агрегата. Когда бетон приобретет необходимую прочность, делают ревизию сальников, монтируют дополнительное оборудование и присоединяют трубопроводы. После всего этого делают пробный пуск, а затем проводят испытания.